Университеты
Бишкекский государственный университет имени академика Кусеина Карасаева
29 мая 1979 года Постановлением Совета Министров СССР № 488 основан Педагогический институт русского языка и литературы (ПИРЯЛ)
Педагогический институт русского языка и литературы (ПИРЯЛ) был упразднен Указом Президента Кыргызской Республики от 17.06.92 г. № УП-201 «О создании Государственного института языков и гуманитарных наук (ГИЯиГН)» и на его базе создан Государственный институт языков и гуманитарных наук. Приказ Министерства народного образования Кыргызской Республики № 208/1а от 17.06.1992 г. «О реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 17 июня 1992 года № УП-201».
Государственный институт языков и гуманитарных наук (ГИЯГН) был преобразован постановлением Правительства Кыргызской Республики № 308 от 11.05.1994 г. «О преобразовании Государственного института языков и гуманитарных наук в Бишкекский гуманитарный университет».
Бишкекскому гуманитарному университету (БГУ) было присвоено имя академика Кусеина Карасаева постановлением Правительства Кыргызской Республики № 476 от 29.06.2004 г. «О присвоении имени академика К.Карасаева Бишкекскому гуманитарному университету. Приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики № 842/1 от 10 июля 2019 год название Бишкекского гуманитарного университета имени академика Кусеина Карасаева было изменено на "Бишкекский государственный университет имени академика Кусеина Карасаева"
В настоящее время – Бишкекский государственный университет имени академика Кусеина Карасаева.
Сегодня БГУ:
  • лидер гуманитарного образования и наука в Кыргызстане
  • один из самых престижных и элитных вузов страны
  • член Евразийский ассоциации университетов
  • член Консорциума гуманитарных университетов ШОС
  • «университет – окно» «университет-мост» между Кыргызстаном и мировым образовательным пространством
  • «место встречи» и гармонии языков и культур стран Востока и Запада
  • один из центров подготовки будущей интеллектуальной и политической элиты Кыргызстана
  • огромный спектр международных связей
  • сотрудничество с 70 ведущим университетами Америки, Европы и Азии
  • основной центр подготовки китаеведов, японоведов, иранистов, арабистов, корееведов и др.
  • университет, где более 50 иностранных профессоров ведут занятия по западноевропейскими и восточными языками
  • вуз, где ежегодно более 500 студентов проходят обучение, практики и стажировки в ведущих университетах мира (Сока, Япония), МГУ,(Россия), Питтсбург (США), Гуанчжоу (Китай), Сеул (Корея) и др.
  • гармоничное сочетание лучших традиций отечественного образования с передовыми тенденциями международного образовательного процесса
  • обучение на 16 языках мира (английский, немецкий, итальянский, японский, китайский, корейский) и т.д.
  • обучение мировых языков в контексте истории, экономики, социально-политической системы и культуры стран Восток и Запада
  • обучение многих предметов носителями языков, работниками посольств, бизнес структур (гостевые лекции, мастер классы)
Если Вы хотите получить гуманитарное образование, изучать восточные и западноевропейские языки мира, желаете стать педагогами, психологами, менеджерами, экономистами, переводчиками, журналистами, экологами, социологами, государственными служащими, учителями, лингвистами, тогда мы приглашаем Вас в Бишкекский Гуманитарный Университет.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева основан Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 23 мая 1996 года на основе объединения двух вузов – Целиноградского инженерно-строительного института (ЦИСИ) и Целиноградского педагогического института.
В 2000 году Постановлением Правительства Республики Казахстан Евразийский университет имени Л.Н. Гумилева путем слияния с Дипломатической академией Министерства иностранных дел Республики Казахстан преобразован в Евразийский государственный университет (ЕГУ) имени Л.Н. Гумилева.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 5 июля 2001 года № 648 «О предоставлении особого статуса отдельным государственным высшим учебным заведениям», вузу был предоставлен особый статус национального университета, «учитывая значительный вклад в формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и техники».
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2001 года № 892 «О переименовании отдельных государственных высших учебных заведений», университет переименован в Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева.
С 2000 года ЕНУ им. Л.Н. Гумилева считается вузом международного уровня. В августе 2001 года университет прошел государственную аккредитацию, в апреле 2003 и 2008 гг. - государственную аттестацию.
Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына
Первоосновой нынешнего Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына можно считать образованный в 1932 году Кыргызский государственный педагогический институт, истоки которого начинаются со специализированных учебных заведений, которые были образованы в 20-х годах с целью решения проблем преподавательских кадров для республики.
На организационном съезде Советов Кара-Кыргызской автономной области, прошедшей 30 марта 1925 года, был рассмотрен вопрос об открытии Кара-Кыргызского института просвещения. После проведения подготовительных работ, в октябре 1925 года в г. Пишпек был открыт Кыргызский институт просвещения (КИП).
В конце 20-х годов прошлого века во властных структурах и центральных партийных организациях автономной республики все чаще поднимался и бурно обсуждался вопрос об открытии в Кыргызской АССР пединститута. В результате 13 января 1932 года Совет народных комиссаров Кыргызской АССР принял постановление об открытии в г. Пишпек в новом 1932/33 учебном году Кыргызского государственного педагогического института (КГПИ). Согласно постановлению состав КГПИ должен был состоять из 4-х факультетов: педолого-педагогического, физико-математического, общественно-экономического и литературно-лингвистического.
На первый курс планировали набрать 150 студентов и на подготовительные курсы - 60. Но с открытием пединститута в состав института и в количество студентов были внесены некоторые изменения. Так, количество студентов с запланированных 150-ти человек было сокращено до 120-ти, на каждый факультет было выделено по 30 мест. Вместо педолого-педагогического факультета был образован факультет биологии. В 1934 году общественно-экономический факультет был преобразован на факультет истории.
В настоящее время Кыргызский национальный университет, как один из лидеров среди высших учебных заведений страны, приобретает все больший авторитет среди молодежи и становится популярным и известным не только в республике, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках международных проектов (МНТЦ, INTAS, IREKS, TEMPUS и др.) заключены и реализуются соглашения, предусматривающие научное сотрудничество более чем с 50 крупнейшими зарубежными университетами, центрами, международными проектами и программами Европы, США, Канады. Активизировалась интеграция Кыргызского национального университета в ассоциацию ведущих университетов развитых стран мира (Евразийскую, Lingua-UNI и др.).
Национальный университет является членом консорциума по созданию сетевого университета СНГ, Евразийской ассоциации университетов и университета Шанхайской организации сотрудничества. Магистранты КНУ в рамках вышеназванных проектов имеют возможность обучаться за рубежом.
В КНУ разработана концепция и действует программа разностороннего, стабильного и динамичного развития университета на ближайшие годы и далекую перспективу.
Многие известные личности суверенного Кыргызстана: государственные руководители, видные общественно-политические деятели, деятели науки и культуры – выпускники разных выпусков КНУ и начинали свою трудовую деятельность в стенах нашего университета. Это, к примеру, известные государственные и политические деятели: Т.У. Усубалиев, К.Н. Кулматов, К.М. Молдобаев; экс-президент КР Р.И. Отунбаева доцент КНУ, которая в 70-80 годы трудилась здесь заведующей кафедрой; министры: Садыков К.Ж., Сариев Т.А., Шадиев А., Шыкмаматов А.; Генеральный прокурор КР Салянова А., председатель Верховного суда Жамашева В., депутаты ЖК: Абдиев К., Абдылдаев М.Ю., Т. Бакир уулу, Батырбеков А., Жээнбеков Р., Иманалиев К., Калматов А., Осмонов К., Осмоналиев К., Текебаев О.Ч., Турсунбеков Ч., Тологонов Р., Эрматов Э. и др.; академики НАН КР, крупные ученые: Жамгырчинов Б., Оторбаев К., Иманалиев М., Юнусалиев Б., Карасаев К., Табышалиев С., Токтомышев С., Эркебаев А., Жоробекова Ш., Жайнаков А., Какеев А.Ч., Плоских М.В., Орузбаева Б., Борубаев А., Акматалиев А. и мн. др.
Национальный университет может гордиться такими славными выпускниками. Нет сомненья в том, что и они, в свою очередь, гордятся тем, что являются выпускниками Кыргызского национального университета.
Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина
Был открыт в 1993 году в соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией и на основе Соглашения между Правительствами дружественных стран.
Символический ключ от университета Председателю попечительского совета КРСУ академику Н.П.Лаверову вручил Президент России Борис Николаевич Ельцин. С тех пор имя первого Президента России неразрывно связано с деятельностью первого межгосударственного образовательного учреждения в системе высшего профессионального образования. В октябре 1995 года Б.Н.Ельцину первому было присвоено звание Почетного доктора КРСУ.
Во время своих посещений Кыргызстана Б.Н.Ельцин неизменно уделял внимание КРСУ. Он первым вручил именные стипендии лучшим студентам университета, помогал развивать гуманитарное сотрудничество, способствовал продвижению образовательных, социальных и культурных проектов КРСУ.
Созданный в 2000 году, Фонд Б.Н.Ельцина уделяет особое внимание наиболее перспективным студентам КРСУ (ежегодная стипендиальная программа), оплачивает интернет-ресурсы, оказывает помощь в приобретении высокотехнологичного оборудования, проведения различного рода конкурсов и олимпиад в поддержку русского языка и русскоязычного образования среди учащихся средних школ и вузов республики.
Фонд Б.Н.Ельцина принял участие в создании Центра русского языка в Кыргызстане, который способствует активной интеграции в единое образовательное и культурное пространство с Россией.
В 2004 году в знак признания выдающихся заслуг Бориса Николаевича Ельцина в развитии Кыргызско-Российских отношений и его решающего вклада в основание КРСУ университету было присвоено имя Первого Президента России.
Четырьмя годами позже в дни празднования 15-летия КРСУ в фойе главного корпуса университета был установлен бронзовый бюст Б.Н.Ельцина
Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова
Официальная дата создания Могилевского учительского института — 1 июля 1913 года. Открытие института, которое вел его первый директор кандидат богословия В. Н. Тычинин, произошло 1 октября 1913 года. Первый выпуск учителей в количестве 33 человек состоялся в 1916 году. В институте тогда работало 8 преподавателей.
В декабре 1918 года учительский институт был реорганизован в педагогический и получил статус высшего учебного заведения. В нем проводилась подготовка по социально-историческому, физико-математическому, биологическому и литературно-художественным циклам и работников дошкольных учреждений. В 1934 году отделения института были реорганизованы в факультеты: исторический, географический, языка и литературы с русским и белорусским отделениями. В 1937 году при педагогическом институте был создан учительский институт с двухлетним сроком обучения, в 1938 году открылась аспирантура. В этот период значительно расширилась и его материальная база. В 1931 году он получил трехэтажный учебный корпус с хорошо оборудованными кабинетами и лабораториями. Несколько позднее были построены спортивный зал, стрелковый тир, четырехэтажное студенческое общежитие.
В 1970 году институт получил новый учебный корпус по улице Космонавтов — пятиэтажное здание с учебными аудиториями, лабораториями, спортивными залами, библиотекой, столовой. Значительно вырос книжный фонд библиотеки, который насчитывает сейчас около 500 тысяч экземпляров книг.
В 1978 году институту присваивается имя классика белорусской литературы, уроженца Могилевщины Аркадия Кулешова. В середине восьмидесятых годов он трижды становится победителем Всесоюзного соревнования среди педагогических вузов и награждается переходящим Красным Знаменем; в третий раз оно оставляется ему навечно.
В 1997 году после проведения государственной аккредитации институт был преобразован в Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова. В настоящее время он имеет три учебно-лабораторных корпуса, три учебно-спортивных комплекса, стадион, тренажерно-восстановительный центр, учебно-биологическую базу «Любуж», четыре общежития, две студенческие столовые, кафе «Лабиринт», несколько музеев, лаборатории оперативной полиграфии, информационных технологий, учебного телевидения, свыше 100 учебных кабинетов.
Студенты и преподаватели всех факультетов имеют возможности творческого самовыражения в литературном объединении «Натхненне», в многочисленных кружках художественной самодеятельности. В университете издается научно-методический журнал «Веснік МДУ імя А. А. Куляшова» и многотиражная газета «Універсітэцкі веснік».
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека считается первым и ведущим высшим учебным заведением не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии. За вековую историю своей деятельности университет добился значительных достижений, признанных во всем мире в различных областях научного знания, и подготовил свыше ста тысяч специалистов высшей квалификации, обеспечив полноценными кадрами все отрасли народного хозяйства.
В ученом мире самой кропотливой и почетной работой считается создание научных школ. Ученые Национального университета Узбекистана достойно продолжили традиции в данном направлении, заложенные великими гениями Востока, такими как Муса Хорезмий,Абу Райхан Беруний, Абу Али ибн Сина, Мирзо Улугбек. В этом учебном заведении осуществляют свою деятельность около пятидесяти научных школ, получивших признание среди ученых всего мира. В частности научные школы созданные академиками как Хабибом Абдуллаевым, Обидом Содиковым, Саъди Сирожиддиновым, Ташмухаммад Маримсаковым, Джура Мусаевым, Махмудом Салохиддиновым, Шавкатом Алимовым, Азимбаем Садуллаевым.
Двадцать три известнейших ученых университета в разные годы были избраны президентами и вице-президентами Академии наук Республики Узбекистан, а 107 ученых получили почетное звание академика. Около 150 женщин получили научную степень доктора наук и звание профессора. Выпускники университета успешно работают в зарубежных высших учебных заведениях. Яркий пример Эдуард Якубов, президент Холонского технологического института в Израиле, доктор Амир Махмудов ответственный сотрудник Министерства здравоохранения США, Заир Ибрагимов профессор Калифорнийского университета.
Окончившие данный вуз, Абдулла Арипов, Эркин Вахидов, Саид Ахмад, Озод Шарафутдинов, Тургун Азларов, Суюма Ганиева, были удостоены высшего звания Герой Узбекистана, сотни преподавателей и профессоров получили звание Деятель науки Республики Узбекистан, орден За выдающиеся заслуги и другие награды. На сегодняшний день свыше тридцати студентов обладатели стипендии Президента, двадцать пять стипендии имени Мирзо Улугбека, 30 стипендии имени Алишера Навои. Десятки одаренных студентов университета в качестве победителей международных олимпиад и спортивных соревнований стали известными на весь мир.
Сегодня в Национальном университете осуществляют научно-педагогическую деятельность 29 академиков, свыше 150 (ста пятидесяти) докторов наук и профессоров, около 400 (четырехсот) кандидатов наук, докторов философии и доцентов; свыше 200 (двухсот) молодых ученых и около 500 (пятисот) одаренных студентов проводят научные исследования.
Национальный университет Узбекистана, обладающий столь высоким научным потенциалом, считается базовым высшим учебным заведением в республике. Здесь создаются и внедряются в образовательный процесс Государственные образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы для всех университетов Узбекистана.
Для осуществления неразрывной связи теории и практики в процессе обучения в университете укрепляется материально-техническая база трех площадок для полевой практики, тридцати двух научно-учебных лабораторий, трех учебно-научно-экспериментальных центров, одной межвузовской научной лаборатории и двух редкостных объектов. Помимо этого, ведется систематическая деятельность по привлечению молодежи к научной деятельности, участия в грантах и проектах, заключения хоз. договоров, подготовке целевых научных кадров для других высших учебных и научно-исследовательских заведений.
Национальный университет Узбекистана сотрудничает со ста высшими учебными и научными заведениями из тридцати двух развитых стран. В частности Московский Государственный университет имени В.М.Ломоносова, Сеульский Национальный университет, Калифорнийский государственный университет.
Информационно-ресурсный центр, оснащенный современными технологиями и высокоскоростным интернетом, имеет в своем арсенале свыше трех миллионов книг.
Постоянная экспозиция Чингиз Айтматов и Узбекистан, организованная в октябре 2017 года в Национальном университете Узбекистана, стала центром просвещения.
Студенты, приехавшие из разных уголков нашей страны, живут в комфортабельных общежитиях студенческого городка Ёшлик. Для них созданы все условия для повышения их интеллектуального уровня и спортивной культуры.
Национальный университет Узбекистана, обладающий вековой историей, богатыми традициями и внедряющий инновационные идеи, трудился и будет трудиться, приумножая достижения в области науки, образования и воспитания, внося посильный вклад в процветание Родины.
Российско-Армянский (Славянский) университет

Российско-Армянский (Славянский) университет был создан на основании «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского университета», которое было подписано 29 августа 1997 года в Москве.

28 ноября 1997 года было принято Постановление Правительства Республики Армения №543 об учреждении в г. Ереване Российско-Армянского университета. Затем был издан Совместный Приказ №1769/170-М от 01.07.98г. Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Армения об открытии Российско-Армянского (Славянского) университета. 23 апреля 2003 года в г. Москве подписано Соглашение между Правительством Республики Армении и Правительством Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Армения и правительством Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского университета от 29 августа 1997 г.
Российско-Таджикский (Славянский) университет


Учреждён 5 апреля 1996 года Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 141 в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерации и Республики Таджикистан от 25.05. 1993 года. Учредителями являются Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан. Одной из основных целей университета стало внедрение в профессиональную подготовку будущих специалистов современных идей, принципов, технологий обучения, позволяющих динамично реагировать на меняющийся мир, социально-экономическую ситуацию и конъюнктуру складывающегося рынка, взаимоотношений партнёров образовательной сферы и их потребителей. Подготовка специалистов осуществляется по образовательным программам, соответствующим Государственным образовательным стандартам, установленным в Российской Федерации.
В 1996 году подготовка специалистов осуществлялась на двух факультетах университета — гуманитарном и экономико-правовом (до 1997 г. На гуманитарном факультете велась подготовка специалистов по русской филологии, журналистике, лингвистике, истории, международным отношениям и культурологии вплоть до 1998 г. Факультет был создан на базе факультетов русского языка и литературы ТГПУ и русского языка и литературы ТГНУ. Уже через год обучение в университете проводилась на 3 факультетах: филологическом, экономическом, историко-правовом. В сентябре 2000 г. историко-правовой факультет был разделён на факультет истории и международных отношений и юридический. Популярность нового ВУЗа росла, увеличивалось количество студентов, расширялись факультеты, укреплялся состав преподавателей. В 2000 г. профессорско-преподавательский состав уже насчитывал 240 человек, из них докторов наук, профессоров — 43 и 85 кандидатов наук, доцентов.
В настоящее время в структуре университета функционируют 6 факультетов, Институт повышения квалификации учителей, средняя общеобразовательная школа, комплекс учебной практики в г. Нуреке и др. научные подразделения. В августе 2016 г. на церемонии открытия нового корпуса университета Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, в своём выступлении отметил что за прошедшие годы в РТСУ было подготовлено более 12 тысяч специалистов

Самаркандский государственный университет

История Самаркандского государственного университета начинается с 21 сентября 1420 года, с момента основания медресе Мирзо Улугбека, когда великий ученый Мухаммад Хавофи выступил с научным докладом о теории Клавдия Птолемея перед более чем 100 слушателями. С этого дня начало функционировать медресе Мирзо Улугбека, где наряду канонами ислама студентам преподавали такие фундаментальные науки, как алгебра (ал-жабр), геометрия (хандаса), право (фикх) и другие.
Письменные источники и научные исследования подтверждают, что Самаркандский государственный университет является прямым преемником медресе Мирзо Улугбека. Соответственно, в 2020 году Самаркандскому государственному университету исполняется 600 лет.
Решением руководства Туркестанской Республики, начиная с 1920 года, преподаватели медресе (мударрисы)Мирзо Улугбека были привлечены на занятия краткосрочных курсах по подготовке педагогических кадров, выпускники которых впоследствии зачислялись в институты просвещения. Позднее, 22 января 1927 года, в столице Узбекской ССР – Самарканде был организован Высший педагогический институт. Данное учебное заведение явилось одним из первых высших учебных заведений в Центральной Азии. Наряду с выдающимися представителями национальной интеллигенции, получившими высшее образование в медресе, к педагогической деятельности института были приглашены профессора и преподаватели из союзных республик СССР, в основном из Москвы, Ленинграда и Киева.
В 1930 году учебное заведение было переименовано в Высшую педагогическую академию. Первым ректором академии был назначен Карим Абдуллаев (1931-1935), впоследствии подвергнувшийся сталинским репрессиям. В 1933 году на базе Педагогической академии и медицинского института был организован Узбекский государственный университет, ставший одним из крупнейших университетов в Центральной Азии.
В 1941 году, в связи с 500-летием со дня рождения поэта, философа и государственного деятеля Алишера Навои, обучавшегося в 1460-х годах в медресе Мирзо Улугбека, Узбекскому государственному университету было присвоено его имя. В том же 1941 году, по причине начала Второй мировой войны,университет был закрыт. В 1941-1944 годах Самаркандский университет был временно объединён с Ташкентским государственным университетом.
В 1944 году по инициативе ректора Мусы Муминова и при поддержке руководства страны университет был восстановлен. В 1944-1951 годах М.Муминов привлек к преподаванию таких крупных ученых, как С. Айни, У. Турсунов, И. Куклес, Р. Искандаров, И.И. Умняков и др.
В 1961 году Узбекский государственный университет был переименован в Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои.
В 1992 году Самаркандский педагогический институт имени С. Айни был включен в состав Самаркандского государственного университета.
В 1994 году на базе факультета иностранных языков Самаркандского государственного университетабыл организован Самаркандский государственный институт иностранных языков.
Из стен университета в разные годы вышли десятки крупных государственных, культурных и научных деятелей, писателей и поэтов. Наиболее известные из них – Шараф Рашидов, Хамид Алимджан, Уйгун, академик Ибрагим Муминов,академик Яхъя Гулямов,Мухаммад Асими, Абдулло Гани, Миртемир, Усман Насыр, Манзура Собирова, Хабиб Юсуфи другие.
Самаркандский государственный университет ведет свою издательскую деятельность, выпускает журнал «Научный вестник СамГУ». Журнал выходит 6 раз в год на русском и узбекском языках.


Псковский государственный университет
Псковский государственный университет, или ПсковГУ, один из 33 опорных вузов России. Вуз создан в 2010 году путём слияния двух высших учебных заведений (Псковский государственный педагогический университет имени Сергея Мироновича Кирова, Псковский государственный политехнический институт) и трёх средних профессиональных учебных заведений (Псковский индустриальный техникум, Псковский колледж строительства и экономики и Великолукский строительный колледж).
Вуз отличает наличие мощной инфраструктуры: 22 учебно-лабораторных корпуса, 11 студенческих общежитий, Дом студента, включающий общежитие и медико-реабилитационный центр с университетской поликлиникой, Бассейн «Универсант», Центр студенческих инициатив, Студенческий инжиниринговый центр. В 2019 году ПсковГУ завершил создание первых пяти научных лабораторий нового типа, в которых ведутся исследования в области нанотехнологий, экологии, биоинженерии, археологии и экономической безопасности. Научными руководителями лабораторий стали ведущие ученые из Российской академии наук (РАН) и Московского государственного университета (МГУ). Отличительной особенностью новых лабораторий стало наличие специально оборудованных помещений.
В структуре вуза 6 институтов: инженерных наук, права экономики и управления, математического моделирования и игропрактики, медицины и экспериментальной биологии, образования и социальных наук, гуманитарных наук и языковых коммуникаций. Кроме того, в структуру вуза входит Колледж ПсковГУ, Институт непрерывного образования и филиал в Великих Луках.
Обновлённый ПсковГУ вводит в различные сферы своей работы – образование, науку, социальную миссию – европейские тренды, от междисциплинарных образовательных программ до стартап-проектов в качестве выпускных работ.
Научные исследования в ПсковГУ проводятся в рамках 18 отраслей науки.
В 2019 году ПсковГУ был повторно включен министерством образования и науки РФ в перечень организаций, уполномоченных на проведение государственного тестирования по русскому языку для иностранцев. Помимо ПсковГУ, в перечне всего 12 российских вузов. Кроме тестирования, специалисты ПсковГУ активно сотрудничают с московскими и петербургскими коллегами: проводят совместные исследования, разрабатывают новые цифровые решения для РКИ.
Обучение ведётся по 217 образовательным программам, в том числе по 106 — бакалавриата, 52 — магистратуры, 9 — специалитета, 22 программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и 28 специальностям среднего профессионального образования, реализует также свыше 100 программ дополнительного образования.
В университете обучается более 1 тысячи иностранных студентов и слушателей из 41 страны мира.
Благодаря огромной созидательной энергии, высокому профессионализму, умению бережно хранить заложенные традиции, коллектив вуза неизменно добивается успехов по развитию университета.
В сентябре 2021 года программа развития Псковского государственного университета одержала победу в проекте «Приоритет 2030» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. ПсковГУ стал получателем базового гранта в размере 100 миллионов рублей ежегодно до 2030 года на реализацию целей программы развития.
Миссией ПсковГУ является обеспечение кадрами северо-запада приграничья России и содействие его развитию и безопасности. Программа развития охватывает всё - науку, образование, работу с молодёжью, кадры, инфраструктуру вуза. Вуз ставит перед собой цель – создать сетевой университет на территории северо-западного приграничья для обеспечения международного научно-образовательного сотрудничества Российской Федерации, Республики Беларусь и стран Балтии.

Исторический факультет
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Исторический факультет – один из старейших факультетов Московского университета.
Воссозданный в 1934 году, факультет состоял тогда из 5 исторических кафедр: истории СССР, истории средних веков, истории нового времени, истории колониальных и зависимых стран. В 1937 году была образована кафедра древних языков, а в 1939 году – кафедры археологии, этнографии, истории южных и западных славян, музейно-краеведческая.
В 1950 г. факультет пополнился искусствоведческим отделением, состоявшим из двух кафедр: истории русского и советского искусства и истории зарубежного искусства. В 1953 г. кафедра истории СССР была разделена на четыре самостоятельные кафедры – по крупнейшим периодам отечественной истории, что подняло на новую ступень изучение отечественной истории. В 1965 г. была образована самостоятельная кафедра иностранных языков для занятий со студентами истфака. В 2004 открыта кафедра исторической информатики, в то же время стала действовать еще одна новая кафедра — истории стран ближнего зарубежья.
Сегодня исторический факультет МГУ – динамично развивающийся современный образовательный и научный центр, признанный флагман российского гуманитарного образования.
Начало 2000-х годов ознаменовалось нововведениями в жизни факультета. Так, в 2004 открыта кафедра исторической информатики (заведующий - Л.И.Бородкин), в то же время стала действовать еще одна новая кафедра — истории стран Ближнего зарубежья (заведующий – Е.И.Пивовар).
На факультете помимо отделении истории и истории искусства созданы новые отделения, отвечающие специфике и требованиям современного рынка труда.
Интенсивно развиваются связи факультета с ведущими российскими и международными научно-исследовательскими, академическими, музейными центрами и ассоциациями, государственными органами.


Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого — педагогическое высшее учебное заведение в Туле, одно из лидирующих образовательных учреждений высшего образования Тульской области. С июля 1958 года носит имя Льва Николаевича Толстого, полное наименование - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». В структуре ТГПУ им. Л.Н. Толстого 10 факультетов, 29 кафедр, 6 научных центров, 8 научно-исследовательских лабораторий и лицей.
Белорусский государственный университет
Белорусский государственный университет (далее – БГУ) – первый государственный университет, является флагманом высшего образования Республики Беларусь, ее научным и культурным центром.
Решение о создании Белорусского государственного университета было принято ЦИК ССРБ 25 февраля 1919 г. Первым ректором БГУ стал академик Академии наук БССР Владимир Иванович Пичета. На основе факультетов и подразделений БГУ были созданы многие профильные белорусские вузы, такие как БГМУ, БГПУ им. М. Танка, БГЭУ, БНТУ, БГТУ. Кроме того, в 1926 году университетская библиотека была преобразована в государственную библиотеку, сейчас – Национальная библиотека Беларуси.
Сегодня Белорусский государственный университет является ведущим научным, образовательным, инновационным и культурным центром Республики Беларусь. Университет использует свой потенциал, основанный на лучшем отечественном и международном опыте, для удовлетворения интеллектуальных, культурных и социальных потребностей и интересов белорусского общества и государства, содействует устойчивому развитию Беларуси.

Тверской государственный университет
В начале нового тысячелетия руководство и коллектив Тверского государственного университета продолжили развитие вуза как главного образовательного, научного и культурного центра Верхневолжья. В 2009 году на посту ректора был утвержден доктор физико-математических наук, профессор Андрей Владленович Белоцерковский. За время его работы в структуре университета появилось три института (Институт непрерывного образования, Институт экономики и управления, Институт педагогического образования и социальных технологий), а также Академическая гимназия имени П.П. Максимовича. Расширился спектр образовательных программ и услуг, в том числе начался набор на программы основного общего образования, среднего общего образования, впервые в истории университета была создана организационно единая система дополнительного (непрерывного) образования. ТвГУ в этот период приобрел статус инновационного вуза и стал победителем крупнейших федеральных проектов, таких, как конкурс программ стратегического развития вузов, конкурс поддержки студенческих объединений, конкурс по президентской программе повышения квалификации инженерных кадров. Университет также стал площадкой проведения и организатором мероприятий всероссийского и международного масштаба в сфере общего образования, таких как региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, Международная географическая олимпиада и др. ТвГУ вошел в число 26 российских вузов, ставших победителями конкурса центров волонтерской подготовки к зимней Олимпиаде Сочи-2014. Была расширена инфраструктура студенческого городка на Соминке: открылось два новых корпуса общежития и университетский бассейн «Парус».
С начала 2017 года руководство вузом осуществляла доктор филологических наук, профессор Людмила Николаевна Скаковская. Под ее руководством вуз продолжил держать планку авторитетного научно-образовательного центра, входящего в число лучших высших учебных заведений России. Сегодня в составе Тверского государственного университета 12 факультетов, 3 института, Академическая гимназия имени П.П. Максимовича, Научная библиотека, Центр стратегического инновационного развития имени Е.А. Лурье, Центр развития молодежных волонтерских программ, Центр русского языка и культуры, Научная библиотека, Ботанический сад, Центр содействия трудоустройству молодежи; университетская первичная профсоюзная организация преподавателей и сотрудников является крупнейшей в Тверской области.
Тверской государственный университет занимает первое место по образованию и науке среди высших учебных заведений нашего региона. Вуз реализует 76 образовательных программ бакалавриата, 10 программ специалитета, 48 программ магистратуры и 34 программы аспирантуры. На базе университета функционируют 6 диссертационных советов, более 30 научных центров и исследовательских лабораторий. Лидирующие позиции ТвГУ также подтверждают многочисленные отечественные и зарубежные рейтинги вузов. Тверской госуниверситет по итогам проверки результативности работы научных организаций вошел в число «стабильно работающих»; попал в Топ 600 лучших вузов мира по версии Рейтинга Times THE World University Rankings 2020 и в Топ лучших вузов мира по версии Round University Ranking (RUR Rapanking 2020).
Тверским государственным университетом установлены тесные связи более чем с 20 университетами зарубежных стран. Наш вуз ведет студенческий и преподавательский обмены, организует международные учебные практики, осуществляет обучение иностранных студентов. Академическая мобильность развивается благодаря наличию партнерских связей, участию в различных программах. Университет участвует в реализации проектов программы Евросоюза ERASMUS +.
За годы долгой истории у нашего вуза сложилось огромное количество традиций и обычаев. ТвГУ проводит различные мероприятия, в которых принимают участие не только сотрудники и студенты вуза, но жители и гости нашего города. Так, Тверской государственный университет ежегодно проводит традиционные Дни славянской письменности и культуры, Дни здоровья, приветствует студентов в День знаний, организует цикл концертов «Посвящение в студенты» и «Студенческая весна», широко отмечает праздники «Татьянин день» и «День науки». В преддверии Дня победы ТвГУ каждый год чествует ветеранов у стелы погибшим в годы войны преподавателям, сотрудникам и студентам университета.
В настоящее время Тверской государственный университет все более полно задействует свой интеллектуальный капитал для содействия формированию в стране нового технологического уклада, достижению национальных целей развития России и содействия инновационному развитию Тверской области.

Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет сегодня — современный гуманитарный университет со славной многолетней историей, центр лингвистического образования, где готовят специалистов высочайшего класса по самым перспективным направлениям, и проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в различных областях знаний. До сих пор в России и за рубежом многие знают наш университет как иняз имени Мориса Тореза. Наших выпускников можно встретить в любой точке мира. Они работают на самых высоких должностях в государственных структурах, в бизнесе, в международных организациях. Например, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке почти 80% сотрудников Русской службы (так называемой «русской кабины») — инязовцы.
Выпускники МГЛУ, какую бы специальность они ни получали, успешны, даже в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Кроме профессии (переводчика, преподавателя, журналиста, теолога, культуролога, политолога или юриста) мы даем им в руки эффективнейший инструмент — знание иностранных языков — двух минимум и на очень высоком уровне. Сегодня в университете преподается 38 иностранных языков, работают многочисленные центры языков и культуры стран изучаемых языков, более 75% преподавателей имеет ученую степень.
В процессе учебы мы стараемся формировать профессионально ориентированную личность. Для этого, помимо занятий, предусмотренных учебной программой, мы приглашаем на лекции и мастер-классы известных ученых, писателей, политиков, журналистов, переводчиков, дипломатов, в том числе послов иностранных государств. Мы предоставляем очень широкие возможности для дополнительного образования. В МГЛУ налажена система непрерывного многоуровневого образования: «лингвистический лицей — университет — институт повышения квалификации»; реализуются профессиональные образовательные программы по подготовке бакалавров (4 года) и магистров (2 года), а также осуществляются программы второго высшего образования и обучения на военной кафедре.
И конечно, мы верны своим более чем двухвековым традициям, унаследованным в том числе от Императорского коммерческого училища, в стенах которого наш университет находится. Нам есть, что хранить. Нам есть, что передать.
Абхазский государственный университет
Абхазский государственный университет был создан на базе Сухумского госпединститута, открытого в 1932 году.
17 ноября 1993 года, на съезде Евразийской Ассоциации университетов, АГУ был включен в ее состав. Преподаватели и студенты АГУ активно участвуют в работе многих международных научных, творческих форумов. Подобные мероприятия регулярно проводятся и на базе Абхазского государственного университета. Студентам и сотрудникам АГУ предоставлена возможность повышать квалификацию, продолжать учебу в аспирантуре и докторантуре, защищать диссертации.
С 2006 года АГУ имеет статус автономного национального университета, функции учредителя которого выполняет Президент Республики Абхазия. Это открыло университету новые возможности для развития образовательных и научных направлений деятельности.
Изучение опыта вузов ряда стран (России, США, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Казахстана и др.) позволило выработать стратегию развития АГУ как национального вуза страны. Деятельность университета построена на принципах универсального и развивающего обучения, сохранения фундаментальности в образовании при активном внедрении инновационных технологий. Она направлена на интеграцию АГУ в мировое образовательное пространство, на обеспечение его полноценного участия в международных программах, установление прямых контактов и взаимодействие с научно-исследовательскими и учебными заведениями зарубежных стран. Международные связи университета осуществляются как через крупные образовательные сообщества (Евразийскую Ассоциацию университетов, Ассоциацию классических университетов России, Ассоциацию университетов новейших независимых государств, Оксфордский Академический Союз), так и на основе прямых договоров с вузами России, и деловых контактов с вузами Белоруссии, Северного Кипра, Италии, Германии, Бельгии, Венесуэлы.
В учебно-научном процессе АГУ задействованы академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты различных творческих и научных конкурсов, ученые, удостоенные высоких государственных наград.

Ургенчский государственный педагогический институт
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2022 года № УП-289 "О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров на базе специальностей бакалавриата и магистратуры в области педагогического образования Ургенчского государственного университета создан Ургенчский государственный педагогический институт.
В настоящее время в нашем институте 3 факультета. Это факультет филологии и искусств и факультет педагогики.
В Ургенчском государственном педагогическом институте в настоящее время обучаются студенты по 11 направлениям бакалавриата в очной и заочной формах обучения. 4181 студентов обучаются по специальностям бакалавриата.
В Ургенчском государственном педагогическом институте в настоящее время обучаются студенты по 7 специальностям магистратуры.
Хорогский государственный университет им. Моеншо Назаршоева
Хорогский государственный университет имени Мойоншо Назаршоева родился в эпоху независимости и был создан Постановлением Кабинета Министров Республики Таджикистан №294 от 5 августа 1992 года.
Создание университета является важным событием в экономической, социальной и научно-образовательной жизни Бадахшанской Горной автономной области и имеет большое политико-экономическое и социокультурное значение. Это важное явление открыло новую страницу в истории науки, образования и культуры региона. Хорогский государственный университет, как научно-образовательный центр, объединил интеллектуально-научные силы и способствовал формированию научно-педагогических кадров и развитию других отраслей народного хозяйства. Являясь научным, образовательным и культурным центром, он стал фактором прогресса экономической и социальной жизни горного региона, создал прочную основу для нравственного воспитания, формирования национального самосознания, укрепления духовности и воспитания населения и сообщества.
В первый год работы университет состоял из двух факультетов (гуманитарного и естественнонаучного) и обучал 200 студентов. Тогда с 1 октября 1992 года в университете начали работать 25 преподавателей, в том числе 1 доктор наук и 6 кандидатов наук.
В настоящее время в университете действуют 9 факультетов и 21 кафедра, на которых обучением и обучением студентов занимаются 14 докторов наук и 61 кандидат наук. Кадровый состав университета совершенствуется из года в год, среди профессорско-преподавательского состава университета есть постоянные и членские члены Национальной академии наук Таджикистана, обладатели Вавиловских премий, премий Президента в области образования, премии Исмоли Сомони, обладатели государственных наград, званий отличников образования и науки Республики Таджикистан, являются отличниками культуры Республики Таджикистан, отличниками печати Республики Таджикистан.
Десятки и тысячи человек окончили университет по различным специальностям, в том числе педагогическим, большая часть из них в общеобразовательных школах не только области, но и других регионов республики, правоохранительных органах, силовых учреждениях, государственных и негосударственных учреждениях. государственные учреждения, внутренние международные организации и работа за рубежом.
Университет готовит специалистов по 58 специальностям, в том числе 36 педагогическим специальностям и 22 профильным специальностям.
В настоящее время на дневном и заочном отделениях обучается 3 431 студент (2 242 – на очном отделении, 1 090 – на заочном), в магистратуре – 129, в магистратуре – 18.

Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Ведущее учреждение системы высшего образования Республики Казахстан, первым прошедшее государственную аттестацию и подтвердившее право на осуществление образовательной деятельности по всем специальностям и уровням. Лидер Генерального рейтинга вузов Казахстана, первый в истории страны лауреат премии Президента Республики Казахстан «За достижения в области качества», дипломант Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг.
Университет, будучи членом Международной Ассоциации университетов и соучредителем Евразийской Ассоциации университетов, первый среди вузов Казахстана и стран Центральной Азии подписал в г. Болонье Великую Хартию Университетов, успешно прошёл международную сертификацию на соответствие системы менеджмента качества (СМК) требованиям международных стандартов ИСО 9000:2000 и получил свидетельства крупнейших мировых сертификационных центров — Международной сертификационной системы IQNET.
Многоуровневая система образования КазНУ включает: высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, магистратуру и докторантуру. Приём в КазНУ осуществляется по государственным образовательным грантам и на договорной основе. Подготовка специалистов осуществляется по более чем 180 специальностям.
В составе университета функционирует 16 факультетов, 67 кафедр, 32 научно-исследовательских институтов и центров, технопарк; работают более 2 тысяч профессоров, докторов, кандидатов наук и докторов философии, более 100 академиков крупнейших академий, более 40 заслуженных деятелей Республики Казахстан, около 40 лауреатов Государственных и именных премий РК и 40 лауреатов премий молодых ученых, 47 стипендиатов государственных научных стипендий[2].
КазНУ включает также колледж, институт повышения квалификации, 25 специализированных диссертационных советов по защите докторских диссертаций по 67 специальностям, в университете проходят обучение более 20 тысяч студентов, магистрантов и докторов. В научную инфраструктуру входят также 11 центров.
В университете обучаются более 25 тысяч студентов и магистрантов по многоуровневой системе высшего профессионального образования. Осуществляется сотрудничество с 418 крупнейшими международными вузами мира по реализации совместных международных программ обучения, обмену студентов и проведения стажировок[2].
По итогам исследования международного рейтингового агентства QS World University Rankings КазНУ в 2022 учебном году занял 150 место среди университетов мира[3]. В рейтинге QS University Rankings по странам Восточной Европы и Центральной Азии (QS University Rankings EECA 2016), КазНУ занял 11 место из 200[4]. В обоих рейтингах КазНУ получил самую высокую оценку среди всех ВУЗов Казахстана и Центральной Азии.

Данангский университет
Университет Дананга, созданный в 1994 году – один из крупнейших университетов страны, входит в ТОП-50 лучших вузов Юго-Восточной Азии, аккредитован Министерством образования и профессиональной подготовки Вьетнама. Главная цель – воспитание образованных людей, обладающих творческим ресурсом и готовностью начать предпринимательскую деятельность. Сегодня университет Дананга – это 35 000 студентов и 1000 преподавателей. Ведется строительство нового учебного корпуса в районе Наньг-Сити площадью в 300 Га. Профессиональная подготовка ведется на факультетах: Вуз участвует в международных программах обмена как студентов, так и преподавателей, среди партнеров — университеты России, Австралии, Лаоса, Китая, Кореи, Японии, Франции, России, Германии. На базе учебного заведения работает Группа администрирования информационной сети в сотрудничестве с Департаментом науки, технологий и окружающей среды, члены группы – учащиеся и преподаватели Университета Дананга.
Хошиминский университет
Расположенный в восточной части Хошимина — самого развитого городского района Вьетнама, Вьетнамский национальный университет Хошимина (VNUHCM) был основан в 1995 году правительством для создания учебного центра для студентов, аспирантов и научных исследований, следуя высококачественным и инновационным многопрофильным технологиям. VNUHCM является ядром системы высшего образования и посвящает себя нуждам социально-экономического развития.
С общей площадью 643,7 гектара, построенной по модели современного университетского города, VNUHCM является одним из крупнейших учебных заведений Вьетнама. Университет имеет 36 подразделений по обучению, научным исследованиям и трансферу технологий, а также 8 подразделений-членов: Технологический университет, Научный университет, Университет социальных и гуманитарных наук, Международный университет, Университет информационных технологий, Университет экономики и права, Университет Анзянг и Институт окружающей среды и ресурсов.
VNUHCM насчитывает более 90 000 студентов очной формы обучения с академической командой из более чем 300 профессоров и доцентов и 1 197 докторов. Как ведущая система высшего образования Вьетнама, учебная программа VNUHCM включает 138 дисциплин/групп дисциплин, от технологий, естественных наук, социальных и гуманитарных наук до экономики и здравоохранения. Также в нем есть 118 специальностей магистратуры и 86 докторских.
Определяя видение как ведущей университетской системы в Азии, VNUHCM в течение многих лет подряд входит в число 150 лучших университетов на континенте по версии Quacquarelli Symonds Asia Education Organization (QS). В 2019 году VNUHCM сохранил свой рейтинг в числе 701–750 лучших по версии QS UK, которая оценивает более 1 000 ведущих университетов в 82 странах.
Объединять и служить обществу — одна из основных ценностей VNUHCM. Ежегодно доход от передачи технологий и обслуживания сообщества VNUHCM достигает более 250 миллиардов донгов. Вместе с международной сетью академических партнеров, ведущими образовательными учреждениями Азии, Европы, Америки и Австралии, VNUHCM активно обновлял самые передовые образовательные тенденции в учебной и исследовательской деятельности. Это повысило положение и престиж университета в международном академическом сообществе.
«Содействие социальному прогрессу» — это идея, которую преследуют ведущие университеты мира. Это также миссия, взятая на себя VNUHCM.

Университет международного бизнеса и экономики (UIBE)
Университет международного бизнеса и экономики (UIBE) основан в 1951 году в Пекине, как ключевой университет министерства образования. UIBE также входит в “Проект 211”, – это государственная программа, нацеленная на продвижение 100 китайских университетов на мировой уровень. В настоящее время, этот университет является одним из первых университетов в области изучения экономики, финансов, менеджмента, права и других областей знаний.
За свою 50-тилетнюю историю, UIBE превратился в университет с сильной образовательной базой, в области экономики, управления, права и литературы, а также учебных дисциплин, таких, как международная экономика и торговля, право (международное экономическое право), финансы, бизнес-администрирование, иностранные языки (иностранные языки в бизнесе), являющимися основополагающими в этом университете. В настоящее время, UIBE состоит из 15 институтов, находящихся под руководством одного главного отдела, также включает в себя отдел магистратуры и отдел спорта. Также имеется 2 ключевые дисциплины международного характера, международный исследовательский институт гуманитарных и общественных наук; 2 дисциплины, организованные под руководством муниципального органа города Пекина, 1 Пекинский муниципальный исследовательский центр гуманитарных и общественных наук, исследовательский центр ученой степени доктора, 15 программ аспирантуры, 39 программ магистратуры, 31 программа бакалавриата.
В ноябре 1989 UIBE стал первым университетом в Китае, который установил университетский совет правления, состоящий из большого числа членов Министерства иностранной торговли и экономической кооперации (сейчас Министерство коммерции Китайской народной республики), Китайского Совета по развитию международной торговли, государственного органа, следящего за развитием особоэкономических зон, Банка Китая, Китайской народной страховой компании, органа, занимающегося таможенными пошлинами, из торговой палаты Гонконга и т.д.
С развитием китайской экономики и торговли, количество университетов заметно растет, вместе с количеством поступающих в различные вузы студентов. В настоящее время, в списках поступающих в университет UIBE насчитывается 10000 с лишним китайских студентов и почти 2400 студентов-иностранцев.
Университет международной экономики и торговли – один из университетов, который раньше других ввел в обращение обмен студентами с иностранными университетами. В настоящее время, UIBE имеет программы по обмену студентами со 100 университетами и институтами более, чем из 30 стран и регионов по всему миру, таких, например, как США, Канада, Англия, Германия, Франция, Финляндия, Япония, Корея, Австралия, Новая Зеландия, Россия и др. Непрерывно развивающиеся обмен и международное сотрудничество могут способствовать установлению хорошей оценки со стороны мирового сообщества.
UIBE известен за счет своих международных связей. Преподаватели, студенты, иностранные студенты, специалисты и научные работники играют огромную роль в жизни университета и его развитии, которые и создают настолько уникальную культурную и академическую среду, строят фундамент в развитии межкультурных коммуникаций, таким образом, обеспечивая хорошие условия для выпуска высококвалифицированных специалистов.
В настоящее время, в UIBE обучается более 2000 иностранных студентов более 90 стран и областей всего мира. Из них, более 1400 студентов проходят обучение по ученым степеням, студентов, изучающих китайский язык в специально организованных группах, насчитывается более 900 человек.

Тегеранский университет
Тегеранский университет ведёт отсчёт своей истории с 1851 года как Дар ул-Фунун (перс. دارالفنون). Исторически Тегеранский университет был образован в 1934 году по личному распоряжению Реза-шаха Пехлеви путём слияния нескольких уже существовавших на тот момент высших учебных заведений.
В 1937 году к обучению в Тегеранском университете были допущены женщины. В 1945 году на месте казарм Союзных оккупационных войск в Амирабаде было построено университетское общежитие.
Тегеранский университет сыграл большую роль в новейшей истории Ирана. В 1979 году студенческая молодежь ТУ активно выступила против шахского режима и оказали поддержку Исламской революции.
В 1986 году из состава Тегеранского университета был выделен медицинский факультет и преобразован в Тегеранский медицинский университет (ТМУ).
В 1999 году в университете прошла акция протеста против закрытия оппозиционной газеты «Салам», переросшая в студенческие беспорядки.
В 2005—2008 годах пост ректора ТУ занимал профессор теологии, близкий соратник аятоллы Хомейни, аятолла Аббас-Али Амид Зенджани.
В 2006 году при Тегеранском университете был учрежден Институт Кавказских Исследований. ИКИ(ТУ) проводит исследования материального и духовного наследия кавказских регионов, их экономического потенциала. Это первый в Иране специализированный институт, который занимается комплексным изучением Кавказа.
ТУ считается одним из лучших и ведущих научно-исследовательских университетов Ирана. В университете обучается более 50 000 студентов[1]. ТУ подготавливает специалистов по 111 бакалаврским, 177 магистерским и 156 докторским программам.
По состоянию на 2016 год, структура ТУ включает 25 факультетов, 9 кампусов и 11 научно-исследовательских центров, а также вуз публикует 34 научных журнала. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 1500 профессоров и преподавателей.

Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н. А. Добролюбова
Нижегородский государственный лингвистический университет – современное образовательное пространство, объединяющее вековые традиции и инновации лингвистического образования мирового уровня.
Научно-прикладные исследования в области лингвистики, филологии, переводоведения, международных отношений, лингвистической безопасности, мировой экономики, межкультурных коммуникаций обеспечивают НГЛУ высокие престижные рейтинги на международном и национальном уровне.
Преподавание в НГЛУ 26+ иностранных языков (восточных и западных, в том числе редких), 11 культурно-образовательных центров разных стран мира, программы академической мобильности для студентов и преподавателей, возможность глубокого изучения не менее 3-х иностранных языков на любом направлении подготовки, формируют гибкие современные компетенции выпускников в условиях глубокой общественной трансформации, делают их востребованными в любой сфере по всему миру.
В условиях глобализации образования НГЛУ традиционно является одним из лидеров продвижения русского языка за рубежом, открывая центры изучения русского языка в странах Юго-восточной Азии, обеспечивая подготовку иностранных студентов в соответствии со стратегией России в области экспорта российского образования. Совместные научные исследования нижегородских и зарубежных ученых по проблемам русской филологии и культуры, авторские учебники и пособия открывают новые возможности для потенциальных партнеров и студентов формировать позитивный образ России в мире, обеспечивают интернационализацию научно-педагогической деятельности.
Вовлечение в университетское сообщество в сетевом формате представителей органов государственной власти, зарубежного научного сообщества, работодателей, участников бизнес-сообщества и некоммерческого сектора позволяет внедрять в учебный процесс на инновационной основе проектную деятельность для выполнения задач регионального развития в образовательной, научно-исследовательской, промышленной и культурной сферах.
Выстраивание инновационных моделей довузовской подготовки, профессиональной ориентации молодежи, дополнительного образования детей и взрослых в образовательном пространстве мирового уровня обусловливают возможность ежегодного устойчивого набора российских и иностранных студентов в НГЛУ.
Участие университета в профессиональных сообществах и международных организациях, экспертно-аналитическая деятельность ученых НГЛУ обеспечивают глубокую индустриально-образовательную кооперацию для формирования кардинально новой модели университетского развития в условиях цифровой экономики, способной эффективно реагировать на вызовы 21 века.
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет был учрежден 27 марта 1991 года на базе Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ). На протяжении всей советской истории этот небольшой вуз сохранял традиции фундаментального гуманитарного научного знания и уникальных прикладных дисциплин, многие из которых исчезли из научно-педагогической практики других крупных университетов страны.
Исторический опыт до сих пор влияет на образовательную траекторию вуза и учит нас неслучайности многого в истории прошлого, в том числе – в истории развития гуманитарных наук и образования. Представляется знаменательным тот факт, что Историко-архивный институт размещался фактически на территории Славяно-Греко-Латинской Академии, а создаваемый РГГУ получил дополнительно к зданию на Никольской улице комплекс зданий бывшего университета им. А.Л.Шанявского на Миусской площади, который был открыт в 1908 году и смог стать по-настоящему народным университетом. Российский государственный гуманитарный университет, продолжая традиции Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского, сегодня успешно реализует различные просветительские проекты.
Созданию РГГУ предшествовала разработка идеи специального гуманитарного института, которую осуществил коллектив историков профессионалов МГИАИ. Замысел заключался в том, чтобы опереться на традиции российского гуманитарного знания, уходящие корнями во времена расцвета российской гуманитаристики второй половины XIX - начала XX века, разработать современное видение миссии университета на рубеже XX - XXI веков. Одним из аспектов которой в контексте современности стало стремление показать значимость изучения и преподавания гуманитарных наук в качестве одного из путей интеллектуализации общественного сознания.
Август 1990 года стал важной вехой истории РГГУ. Именно тогда прошло заседание Ученого совета Московского государственного историко-архивного института, где было принято решение об организации Российского государственного гуманитарного университета на базе Московского государственного ордена «Знак Почета» историко-архивного института.
На базе РГГУ в 1992 году был создан философский факультет. При создании факультета руководство старалось ориентироваться на европейскую модель высшего образования. Сегодня на факультете работает программа совместной магистратуры с Парижем-8 и университетом Сан-Дени. В том же 1992 году был открыт историко-филологический факультет. А в 2002 году на его базе был создан Институт филологии и истории. Центральное место в системе подготовки заняла такая дисциплина, как филология.
Институт высших гуманитарных исследований также был создан в 1992 году, а 2006 г. ему было присвоено имя его основателя, филолога и культуролога Елеазара Мелетинского. В 1992 году свою работу начинают экономический факультет, факультет теоретической и прикладной лингвистики, российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока, факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации архивных работников, «Архивная школа», Центр сравнительного изучения мировых религий РГГУ, а также издательство РГГУ.
Преподаватели и руководство Российского государственного гуманитарного университета сформировали новую модель образования, в рамках которой произошла интеграция современных технологий и универсальных знаний. В 1993–1994 годах открылись: факультет защиты информации; факультет информатики; отделения аудиовизуальных, научно-технических и экономических архивов.
В 1993 г изменилась концепция университетской библиотеки как информационного центра РГГУ. Была создана программа магистратуры. Через год был открыт институт восточных культур, который объединил изучение Востока, греческой и римской античности, возникло Мандельштамовское общество.
Институт экономики, управления и права начал работу в 1995 году. Он был создан на базе двух факультетов – Управления и Экономики. В 1999 г. в составе ИЭУП на базе кафедры права был сформирован Юридический факультет. В 2011 году в состав ИЭУП вошло еще одно структурное подразделение – Отделение международных отношений.
Также, в 1995 году был создан Институт психологии, который исторически имеет сильную связь с Народным университетом им. А.Л. Шанявского. Лев Выготский учился на историко-филологическом факультете Народного университета. Именно его концепция легла в основу образовательных программ Института, а преподавателями стали ученики последователей известного ученого. В 1996 году Институту психологии было присвоено имя Льва Выготского.
Помимо Института психологии и Института экономики, управления и права в 1995 году были открыты Институт исторической и культурной антропологии, а также УНЦ реставрации и экспертизы на факультете музеологии.
Факультет истории, политологии и права появился в 1996 году на базе отделения истории и политологии. В основу концепции развития факультета был заложен принцип трансдисциплинарности, который заключается в исследовании предметов вне рамок традиционных научных дисциплин. Студенты получили возможность изучать политические, социально-коммуникативные и исторические аспекты современности.
Институт Массмедиа был создан в 1996 году на базе Мультимедийного центра РГГУ. Важной составляющей обучения стал комплексный подход к профессиональной подготовке студентов, сочетающий базовые гуманитарные знания и владение техническим инструментарием современного журналиста.
В этом же году возникает Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики. Его основой стала кафедра логики и интеллектуальных систем факультета теоретической и прикладной лингвистики. В 2013 году оно трансформируется в Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Все эти годы структурами руководит доктор технических наук, профессор Виктор Финн.
В 1996 году в Российском государственном гуманитарном университете получила развитие образовательная стратегия под названием «Образование средствами искусства» – так был создан Музейный центр. А в 1997 году музейная деятельность вуза получила дополнительный рывок благодаря открытию Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева. Визуализация экспозиции музея выстроена таким образом, чтобы напомнить посетителям о своей «генетической связи» с музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, который создал И.В.Цветаев в 1912 году.
В семи залах цветаевского музея на Миуссах теперь находятся около 750 экспонатов: от искусства Древнего Египта до искусства эпохи Возрождения. В Учебном музее нашли место целые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке. В одном из залов на Миуссах частично восстановлен цветаевский зал древнегреческих надгробных рельефов.
В 1997 году университет продолжил развивать перспективы международного сотрудничество и создал Российско-канадский учебно-научный центр «Москва-Квебек». Также начал работу Институт повышения квалификации и переподготовки специалистов.
На рубеже веков был создан факультет истории искусства. Он родился из факультета музеологии, который в свою очередь возник на базе кафедры музейного дела, существовавшей с 1988 года в МГИАИ. В 2000 году также свою работу начал Учебно-научный Центр социальной антропологии (УНЦСА) на базе Этнологического центра.
В новое десятилетие университет вступил с новыми силами. На базе РГГУ начал свою работу Институт информационных наук и технологий безопасности. Был открыт Российско-турецкий центр МУНЦ.
В 2002 году со студентами встретился лауреат Нобелевской премии, историк, писатель и публицист Александр Солженицын. На протяжении многих лет в стенах университета встречи со студентами проводят всемирно известные специалисты в области истории, филологии, философии и других гуманитарных дисциплин. В их числе - Умберто Эко, Поль Пупар, Роже Шартье, Ричард Рорти, Юрген Кокка, Михаил Эпштейн, Пьер Нора.
В 2004 году президент РФ Владимир Путин вручил Государственную премию России в области литературы и искусства директору Института «Русская антропологическая школа» Вячеславу Иванову. В этом же году образована кафедра мировой политики и международных отношений. Благодаря контактам РГГУ с целым рядом университетов США, был создан Российско-американский центр МУНЦ.
В 2006 году было подписано соглашение о создании на базе РГГУ Института Конфуция, а в сентябре 2007 года создан сам институт под патронажем Канцелярии по распространению китайского языка при правительстве КНР. И по сей день – это крупнейший российско-китайский учебно-научный центр, изначально интегрированный в структуру университета. В 2013 г на Всемирном конгрессе Институтов Конфуция в Пекине - Институт Конфуция РГГУ был удостоен звания «Лучший Институт Конфуция года». Это высшая форма признания заслуг каждого конкретного Института Конфуция со стороны Канцелярии по распространению китайского языка.
Также в 2006 году был создан гуманитарный колледж. Сегодня студентами Гуманитарного колледжа становятся юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет. Они получают диплом о среднем профессиональном образовании государственного образца.
Отделение краеведения и историко-культурного туризма в Историко-архивном институте открылось в 2007 г. В это же время появилась МУНЦ «Высшая школа европейских культур» на базе Института европейских культур.
Центр языков и культур Бенилюкс был создан в РГГУ в 2007 г., своей главной задачей он видит подготовку студентов по нидерландскому и французскому языкам, а также обеспечение страноведческой компоненты, связанной с Бельгией и Нидерландами для студентов различных факультетов университета, прежде всего лингвистов и международников. Центр продолжает многолетнее сотрудничество с коллегами из университетов Гааги, Брюсселя, Левена, Лейдена и др. Приезжающие из партнерских вузов профессора традиционно выступают с ежегодными лекциями для студентов. Продолжается сотрудничество с организацией НЕСО НЮФФИК Россия, представляющей в Москве и России нидерландские университеты и поддерживающей обменные программы студентов и преподавателей, а также с Восточно-Европейской Ассоциацией Нидерландистов (В.Е.А.Н.).
2009 год. Появилось отделение интернет-журналистики на факультете журналистики и Правовой клиники на Юридическом факультете Института экономики, управления и права РГГУ. Позже, в 2010 г, появилась базовая кафедра ВЦИОМ на Социологическом факультете РГГУ.
В 2011 году созданы:
  • Кафедры европейских исследований ИФИ
  • УНЦ «Философия Востока» Философского факультета
  • Кафедры медиаречи Факультета журналистики
Была принята Программа стратегического развития РГГУ на 2012 – 2016 гг, в рамках которой появилось отделение международной журналистики в Институте Массмедиа и кафедры социологии организаций и социальных технологий на Социологическом факультете в 2012 году, а также появилась лаборатория интеллектуальной робототехники в отделении интеллектуальных систем Института лингвистики.
В 2013 г был преобразован институт новых образовательных технологий и информатизации в Международный институт новых образовательных технологий, учебно-методический кабинет иранистики Института лингвистики РГГУ в МУНЦ иранистики. Создано отделение социокультурных исследований факультета документоведения и технотронных архивов и факультета информационных систем и безопасности ИИНТБ, Предуниверсария РГГУ, психологического и психолого-педагогического факультетов в Институте психологии им. Л.С. Выготского.
Начало научно-образовательной программе «Центр Крымоведения» Высшей школы документоведения и архивоведения Историко-архивного института (на базе Высшей школы документоведения и Учебно-научного центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации «Архивная школа") было положено в 2014 г. А кафедры гендерных исследований преобразовались в научно-образовательный центр гендерных, семейных и молодежных исследований. Вскоре был создан Молодежный Ученый совет РГГУ - 2015 г.